До появления в устье реки Кай башен Понгар, здесь стояла деревянная пагода королевы Исанаварман, которую по-вьетнамски называли принцессой Тхьен Й Тхань Мау, правившей Тямпой с 646 по 653 годы. Здесь она молилась богине Бхагвати. Каменная башня Понагар была построена в какое-то время в следующие сто лет. На каменной стеле, датирующаяся 781 годом, выбита надпись, гласящая, что тямский правитель Сатьяварман из пятой династии установил свою власть в районе «моста Хара» и восстановил уже разрушавшийся храм. Из надписи явствует, что до этого события эта территория находилась под временным иностранным господством, и что стоявший здесь храм был повреждён иностранными вандалами. На другой стеле написано, что в храме стоял мухалинга (фаллический символ с пятью лицами Шивы), украшенный драгоценностями. Однако, иностранные грабители, вероятно, приплывшие с Явы в 774 году, «люди, чья еда хуже трупов, ужасные, худые и полностью чёрные, страшные и жестокие как смерть» украли драгоценности, разбили линга. И, хотя правитель и преследовал их по морю, драгоценности были потеряны навсегда. На другой плите указано, что линга и храм были восстановлены в 784 году и именно этот храм, хотя и в изменённом виде, мы можем видеть и сегодня.
Ещё несколько храмовых башен были построены при правителе Харивармане I (803-820) и его сыне, Викрантавармане III (820-854).Храмовый комплекс Понагар стоит вершине десятиметрового холма Кулао в устье реки Кай и имеет, фактически, три уровня, на самом высоком из которых находится два ряда каменных башен. Он был построен во время периода расцвета государства Тямпа (VII – XII века), когда на этой территории господствовал индуизм. На самом нижнем уровне комплекса Понагар стояла надвратная башня, которая до наших дней не сохранилась. Отсюда каменная лестница вела на средний уровень. На среднем уровне стоит четыре ряда колонн по шесть в каждом. Самые высокие колонны насчитывают примерно метр в диаметре и три метра в высоту. По всей видимости, раньше над этими колоннами была крыша, и здесь паломники отдыхали и готовились к поднятию на третий уровень, в храмы. На третий уровень отсюда ведёт крутая каменная лестница, которая для поддержания сохранности сейчас не используется.
На самом высоком уровне параллельно друг другу стояли шесть башен, из которых до наших дней дошло только четыре.Северная башня, которая, собственно и посвящена богине Понагар, самая высокая — около 23 метров в высоту. Её также называют «башня госпожи». Это четырёхэтажный храм, причём на каждом его этаже есть двери, статуи и интересная архитектурная особенность – по маленькой башенке на углах. На вершине стоит статуя бога Шивы верхом на быке Нанди, а также животные-талисманы, приносящие удачу – лебеди, козы, слоны и так далее. Фасады храмовой башни Понагар декорированы каменными скульптурами танцовщиц, мореходов, сценами охоты.Главная статуя храма это 2,6 метровая богиня Понагар, вытесанная из чёрного гранита бы(первоначально она ла сделана из благовонного дерева, а потом из золота). Гранитная статуя была перевезена во Францию, а в храме сейчас стоит её копия. Богиня сидит в позе лотоса одетая в одну юбку, держа в десяти руках различные символические предметы; короткие мечи, стрелы, жезл, копьё, колокольчик, тарелку. По всей видимости, её же считали индуистской богиней Махишасура-Мардини (или Дургой), убившей демона в образе буйвола.Изображение Махишасура-Мардини находится также на сандрике над главным входом в храм Понагар: здесь изображена танцующая на буйволе четырёхрукая богиня, держащая большой нож, лотос и дубинку. По сторонам от неё изображены два музыканта. Рельеф вырезан в тямском стиле Чакьеу и сделан в конце X – начале XI веков.В центральной двенадцатиметровой башне, построенной из использованного кирпича в XII веке, стоит линга Шивы. Храм отличается от остальных более чёткой пирамидальной формой и более простой орнаментацией. Считается, что посещение этой храмовой башни помогает бездетным парам.
Самая маленькая из четырёх, южная башня, посвящена Ганешу – сыну Шивы. Здесь нет алтаря и стоит один только линга. Из-за формы линга европейский авторы часто приписывают ему сексуальное значение, которого у него нет. Линга это всего лишь маленькая каменная колонна, имеющая три символические части: самая нижняя обычно имеет квадратную форму и символизирует Брахму, средняя восьмиугольная часть символизирует Вишну, а верхняя закруглённая – Рудру (или Шиву). Таким образом, линга – это религиозная каменная колонна, а не то, что кажется на первый взгляд.Богато украшенная северо-западная башня, построенная в Х веке, была посвящена богу Санхака. Крыша этого храма напоминает тямские башни во вьетнамской провинции Биньдинь. На стенах башни изображены ездовая птица бога Вишну Гаруда, львы, девы Апсары и гигантский змей Нага. Во время реставрации в XX веке французы обнаружили в этом храме тайник с драгоценностями.Башни построены в типичном тямском стиле из очень плотно прилегающих друг к другу кирпичей. На наружных стенах можно увидеть рельефы, изображающие богиню Понагар, а также других богов и животныхПо сохранившимся надписям на гранитных стелах по сторонам от проходов можно понять, насколько богатым и могущественным было государство Тямпа.На стеле, датирующейся 918 годом, при тямском правителе Индравармане III был выбит приказ создать золотую статую индуистской богини Бхагавати. Более поздние надписи гласят, что оригинальна статуя была украдена кхмерами и что в 965 году для её замены была создана новая. Надпись на плите от 1050 года свидетельствует о том, что этой статуе были принесены в дар земли, рабы, украшения и драгоценные металлы. Стела, поставленная при правителе Рудравармане III, описывает строительство очень дорогой надвратной башни на нижнем уровне. По более поздним надписям можно проследить, как развивался культ богини Понагар, а также узнать о присутствии в храме статуй главных индуистских и буддистских святых. Самая последняя была поставлена в XIII или XIV веках и описывает принесённые дары.В XVII веке под натиском вьтетов пало последнее княжество Тямпы и храмовую башню Понагар переименовали в «башню Тхьенитхань». В это же время появились вьетнамские легенды, связанные с богиней Понагар.
Вьеты несколько изменили образ богини – если первоначально, как изображено в этом храме, она была практически обнажённой, то после попадания её во вьетнамский пантеон, её стали изображать одетой как Будда.Ежегодно с 20 по 23-й день третьего лунного месяца у башен Понагар проходит самый большой религиозный фестиваль Нячанга. На этот праздник, посвящённый богине Понагар, съезжается огромное количество паломников со всего Вьетнама, которые молятся о здоровье и процветании. Во время этого праздника проходит омовение статуи богини и переодевание её в новую одежду. Люди молятся, жгут благовония, поют и играют в народные игры. Также на реке Кай проходят лодочные гонки, подобные «драконьим» гонкам в южном Китае.В 1960 году из-за возросшего интереса туристов были построены обходные лестницы к башням Понагар. Также здесь появился небольшой музей, где можно посмотреть на копии самых значимых статуй Понагара и на старые фотографии башен.Цена входного билета:22 000 донговУсловия:Чтобы заходить внутрь храмов следует надевать закрывающую плечи и ноги одежду. Если нет своей, можно взять балахон прямо в Понагаре. |